Страничка логопеда

 

bez-nazvaniya

 

 

 

 Роль книги в речевом развитии детей 

В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.

Составил: Кривенко А.О., учитель — логопед высшей квалификационной категории.

________________________________________________________________________________________________________________________

 

bez-nazvaniya

 

 

 

 Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Составил: Кривенко А.О., учитель — логопед высшей квалификационной категории.

________________________________________________________________________________________________________________________

bez-nazvaniya

 

 

Презентация «Развитие лексико — грамматического строя речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности (взаимодействие специалистов ДОУ)

Составил: Скворцова Т.Г., учитель — логопед высшей квалификационной категории.

 

________________________________________________________________________________________________________________________

bez-nazvaniya

 

 

 

Презентация «Коррекционная работа в ДОУ. Специфика образовательного процесса в группе для воспитанников с нарушениями речи»

Составил: Скворцова Т.Г., учитель — логопед высшей квалификационной категории. Кривенко А.О., учитель — логопед первой квалификационной категории.

 

 

_______________________________________________________________________________________

bez-nazvaniya 

 

 

Как разговорить молчуна.

Составил: Тертых И.В., учитель — логопед высшей квалификационной категории.

Другие дети уже во всю лопочут свои первые слова и предложения, а кое-кто уже и радостно декламирует немудреные стишки. И только ваш малыш по-прежнему предпочитает помалкивать. Как правило, до поры-до времени родители не сильно тревожатся по этому поводу. Ведь в остальном, вроде бы, все в порядке. Ребенок растет умненьким, постоянно чем-то занят, с увлечением играет. Придет время – заговорит.

В большинстве случаев, конечно, так и случается, и стоит молчуну справить свой двухлетний юбилей, как он начинает говорить: уверенно, бойко, сразу целыми предложениями. Но бывает, что речь идет о чем-то более серьезном, чем просто склад характера или индивидуальные особенности развития, и тогда, чтобы заговорить, малышу потребуется ваша помощь.

«Говорите громче, вас не слышно!»

Если ребенок к двум годам не начал говорить, его нужно обязательно показать отоларингологу, а если тот сочтет необходимым, то и сурдологу. Ведь одна из самых распространенных причин задержки речевого развития – это нарушение слуха. Нормальному формированию речи может мешать даже незначительное снижение слуха. Для подавляющего большинства родителей диагноз «тугоухость» оказывается абсолютной неожиданностью: детская психика крайне пластична, и малыш со сниженным слухом привыкает угадывать, что ему говорят, по артикуляции, мимике, жестам.

Определить, что малыш плохо слышит, можно по косвенным симптомам:

– Ребенок не замечает, что кто-то говорит, если говорящий находится за пределами его поля зрения.

– Очень внимательно следит за мимикой говорящего.

– Не выполняет с первого раза простые просьбы или выполняет их неправильно.

– Выглядит растерянным, если замечает, что его звали.

– Поворачивает ухо к источнику звука.

К счастью, большинство дефектов слуха у детей носит кондуктивный характер, когда поражены наружные органы слуха: наружное и среднее ухо, барабанная перепонка, слуховые косточки, ушные раковины. Достаточно устранить препятствие, мешающее звуку проходить по слуховому проходу, и слух восстанавливается. Самые распространенные причины кондуктивной тугоухости – это хронический отит, аденоиды 3-4-ой степени, серные пробки, инородные тела, травмы барабанной перепонки. Все они более или менее легко поддаются лечению.

Однако существуют ситуации, когда поражаются нервные клетки, отвечающие за восприятие слухового сигнала. Иногда такие нарушения носят врожденный характер. Но если даже в первые месяцы жизни никаких отклонений врачи не обнаружили, не теряйте бдительности. Малыш может частично или полностью потерять слух, переболев гриппом, менингитом, паротитом, корью, скарлатиной. Причиной поражения слуха может стать и применение антибиотиков из группы аминогликозидов: стрептомицина, гентамицина. К тугоухости может привести и травма головы. К сожалению, в подобных случаях нарушения слуха носят необратимый характер.

Значит, вам придется действовать еще активнее. Чем раньше будут выявлены нарушения слуха, тем скорее врачи найдут способ затормозить прогрессирование заболевания, подберут средства коррекции и разработают программу лечения и обучения малыша, чтобы он мог полноценно развиваться.

«За стеклом»

Другая серьезная причина задержки речевого развития – детский аутизм. Причины этого заболевания до конца не изучены, на сегодняшний день можно лишь с достаточной степенью уверенности утверждать, что оно имеет генетический характер. При аутизме нарушается связь между маленьким человечком и окружающим его миром. Кроха словно живет в стеклянном дворце. Он будто бы рядом с нами, мы можем наблюдать за ним, но установить с ним эмоциональную связь практически невозможно.

При этом до определенного момента родителям может казаться, что он не только не отстает в развитии от сверстников, но даже опережает их.

Спокойный, сосредоточенный, он часами может разглядывать собственные ручки или тень на стене, рассортировывать игрушки по цветам или форме.

Однако бросается в глаза, что он, в отличие от других детей, вроде бы и не нуждается в обществе взрослых, не спешит разделить с ними свои радости.

И хотя такие дети прекрасно слышат, они не пытаются говорить и не воспринимают обращенную к ним речь, поскольку не только не испытывают потребности в общении, но и всячески стараются уклониться от него. Мозг такого ребенка блокирует сигналы, поступающие от органов слуха, и в результате зоны, отвечающие за речевое развитие, развиваются неправильно или перестают развиваться вообще.

Есть уникальное свидетельство девушки-американки, страдавшей в детстве нетяжелой формой аутизма, который с возрастом удалось компенсировать. По ее утверждению, каждое обращенное к ней слово было для нее физически болезненным, как ожог или ссадина, и, пытаясь защититься от этой боли, она старалась выключить свой внутренний слух и не слышать того, что ей говорят.

Если есть хоть малейшее подозрение, что у ребенка аутизм, обращайтесь в специализированные коррекционные центры, где опытные врачи разработают для вашего малыша индивидуальную программу коррекции, порекомендуют специальную логопедическую группу.

К сожалению, на сегодняшний день нет ни лекарств, ни процедур, которые гарантированно излечили бы малыша от аутизма. Но это вовсе не значит, что нужно сдаваться и впадать в отчаяние. Ведь не так уж и редки случаи, когда ежедневные и ежечасные усилия родителей и педагогов приносили плоды, и маленький человек, вырвавшись из своего хрустального дворца, неожиданно начинал нормально общаться и развиваться.

«Если ленится язычок»

Нередко малыш не может начать говорить из-за проблем, связанных с дефектами речевого аппарата. Конечно, такие грубые патологии, как незаращение нёба, специалисты выявляют еще в младенчестве. А вот, например, на укороченную подъязычную уздечку могут и не обратить внимания. В этом случае решить проблему поможет несложная хирургическая манипуляция.

Иногда причина молчания – недоразвитие и вялость мышц речевого аппарата. Тогда «разговорить» молчуна поможет артикуляционная гимнастика.

– Легонько надавливая пальцами, делайте массаж губ и щечек по направлению от центра губ к ушкам.

– Намажьте плоскую тарелку чем-то вкусным (например, фруктовым пюре) и попросите малыша облизать ее, как котенок, высовывая язычок как можно дальше.

Приобретите различные игрушечные музыкальные инструменты: свистульки, флейту, губную гармошку – и научите малыша дуть в них.

– Купите или смастерите вертушку из цветной бумаги и покажите крохе, как делать «ветерок».

– Очень полезно пускать мыльные пузыри.

Не стесняйтесь гримасничать вместе с малышом.

-Научите его надувать щеки, высовывать язык, вытягивать губы трубочкой, покусывать губы зубами.

«Раннее развитие… или преждевременное?»

Бывает и так, что родители сами тормозят речевое развитие своих детей. Мы не говорим об извергах, которые бросают несчастных младенцев в одиночестве, не поют им песен, не рассказывают сказок. Речь идет о любящих папах и мамах, донельзя озабоченных интеллектуальным развитием своих крошек.

Повальная мода на раннее развитие привела к тому, что родители свято уверились в необходимости учить ребенка читать раньше, чем говорить. Ведь маститые идеологи раннего развития наперебой утверждают, что мозг младенца запрограммирован на обучение, и нельзя упускать ни единого мгновения, потому что вскоре его нереализованные интеллектуальные способности начнут необратимо угасать.

Не будем спорить с классиками. Возможности детского мозга поистине безграничны. Но «серое вещество» человека устроено так, что каждая функция должна сформироваться в определенном возрасте, когда мозг оптимально предрасположен к усвоению именно этой функции.

С самого рождения и до двух лет у ребенка бурно формируются центры восприятия и воспроизводства устной речи. За письменную речь – чтение и письмо – отвечают совсем другие зоны мозга. Если родители, движимые самыми лучшими побуждениями, начинают едва ли не с рождения активно стимулировать эти зоны, показывая малышу кубики Зайцева, карточки Домана или любые другие пособия по обучению чтению, все усилия мозга перераспределяются, и центры восприятия устной речи остаются пассивными. Научиться читать грудной младенец никак не может, но и нормальное речевое развитие у него затормаживается. Поэтому даже если вы сторонник сверхраннего обучения чтению, отложите знакомство с буквами до той поры, когда малыш в полном объеме освоит устную речь.

Кроме того, крохи, которых заботливые родители из самых лучших побуждений с утра до ночи пичкают кубиками с буквами или карточками со словами, подчас лишены живого эмоционального общения.

А значит, не умеют использовать речь по прямому назначению – для коммуникации.

Еще одна ловушка, которая подстерегает продвинутых родителей, – это развитие мелкой моторики.

Сегодня, пожалуй, все слышали, как важно оно для развития речи. Но мало кто знает, что сначала должна сформироваться крупная моторика, которая также связана с речевыми функциями. И прежде чем играть с малышом в пальчиковые игры, учить его перебирать гречку и рис, стимулируя нервные окончания кончиков пальцев, необходимо добиться, чтобы он брал всей кистью крупные предметы (мячики, мягкие игрушки), полностью разжимал при ползании ладонь. Преждевременная и интенсивная стимуляция мелкой моторики может привести к диаметрально противоположному эффекту: задержке речевого развития, заиканию, логоневрозам.

 «Искусство диалога»

Помните старый анекдот: в семье трагедия, ребенок не говорит. Ни в год, ни в два, ни в пять лет. И вот однажды, когда вся семья сидит за столом, мальчик объявляет: «Мясо не прожарено». Потрясенные родители спрашивают: «Милый, почему же ты до сих пор молчал?» – «До сих пор все было нормально!» – отвечает он.

Шутки шутками, а ведь действительно, сплошь и рядом родители создают ситуации, когда ребенку просто незачем учиться говорить. Заботливые мама и папа с утра до ночи, кажется, только тем и заняты, что пытаются предугадать и выполнить все желания малыша. Захнычет в кроватке – его тут же берут на ручки; отодвинет капризно тарелку с кашей – перед ним, как по мановению волшебной палочки, появляется десяток яств; требовательно заноет, показывая пальчиком на полку с игрушками, – и мама кидается гадать, хочет он зайку, кубики или пирамидку.

Бывает и так, что родители постоянно говорят с малышом, что-то рассказывают ему, поют, читают, но все это в режиме монолога. Малыш привыкает, что вокруг него постоянно звучит речь, хорошо ее понимает, но сам даже и не пытается вклиниться в бурный словесный поток.

Для развития речевых функций сначала должна сформироваться крупная моторика. Прежде чем играть с малышом в пальчиковые игры, необходимо добиться, чтобы он брал всей кистью крупные предметы.

Чтобы малыш начал говорить, он, прежде всего должен понять, что речь нужна для взаимного общения, для диалога. Но о каком же диалоге может идти речь, если кроха еще не умеет разговаривать? Еще задолго до того, как малыш начнет говорить, у него уже накапливается довольно солидный словарный багаж, так называемый пассивный запас. То есть кроха знает их намного больше слов, чем может произнести.

Этим-то и нужно воспользоваться. Когда малыш явно хочет о чем-то вас попросить жестами или плачем, не кидайтесь сразу же выполнять его просьбу. Но не стоит впадать и в противоположную крайность, настойчиво требуя, чтобы кроха «сказал, чего он хочет». Ведь сказать-то он пока не умеет и, непонятый, будет горько рыдать. Лучше переспросите у малыша: «Ты хочешь мячик?» – и тут же объясните: «Надо сказать: «Я хочу мячик. Дай, мама, мячик». А мама тебе ответит: «На, Катя, мячик». Перед ключевым словом каждый раз делайте небольшую паузу. Ребенок наверняка уже знает, как называется предмет, который он требует, и сумеет мысленно воссоздать зву-ковой образ нужного слова.

Когда будете читать малышу хорошо знакомые ему стихи или петь песенки, оставляйте такую же паузу перед последним словом каждой строки.

Особенно важно говорить с ребенком во время игры, ведь игра – это всегда взаимодействие, она ориентирована именно на диалог. Например, во время игры в мяч попросите: «Дай мне мячик!» Дайте малышу время включиться в диалог и прокомментируйте: «Покатился мячик к маме!» Потом скажите: «На мячик! Покатился мячик к Коле!» Словом, постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы показать малышу, как здорово и интересно общаться с окружающими тебя людьми: и в игре, и в радости, и просто в повседневной жизни. И тогда, поверьте, пройдет совсем немного времени, и ваш кроха из молчуна превратится в бойкого болтунишку, беседы с которым будут доставлять вам заслуженную радость. 

 ________________________________________________________________________________________________________________________

bez-nazvaniya

 

 

 

ПОДГОТОВКА РУКИ К  ПИСЬМУ

I Сначала дети работают по шаблону.

        Шаблон даёт возможность опираться на его край, что облегчает работу. Говорим ребёнку, чтобы он обращал внимание на грифель. Работаем карандашом – легче рисовать, можно исправить.

Начинаем с круга и доводим до занимательных картинок (дорисовываем круг до рисунка). Затем квадрат и прямоугольник.

После этого   знакомства предлагаем им воспроизводить комбинации из изученных фигур.

        II В  такой же последовательности дети учатся         работать с трафаретом.

          III Затем обводим фигуры по пунктирному контуру.

Работа с контуром в такой же последовательности. На этом этапе работу целесообразно проводить на нелинованных листах бумаги.

         IV Затем знакомим с понятием «линии» и учим проводить линии : прямая, наклонная, закруглённая, кривая (ломанная), вертикальная, горизонтальная. 

Знакомство с каким – либо типом линий по плану:

  • Ищем подобные линии в окружающем пространстве.
  • Произвольное рисование на листе бумаги.
  • Линия рисуется по начальной точке.
  • По двум точкам.
  • Этот тип линий может быть включён в рисование бордюров:

             V Далее задание на дорисовывание предметов по точкам и штриховка с различными направлениями.

  • Штриховка сначала по 2 точкам, затем по 1 и только после этого самостоятельно,без опоры на точки.

VI После этого переходим к работе в тетрадях.

Знакомим с режимом работы в тетрадях (обложка, страница, поля, рабочая строка, столбик).

      Сначала рисуем бордюры из линий, из знакомых геометрических фигур. Тот, кто не научился видеть рабочую строку, использует вспомогательные средства – красная строка, знак, от которого нужно начинать работу (цветочек, рожица и т. д.).

Самым затрудняющимся – опорная точка, работа по обводке.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

 1. Уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятиязвук и буква, когда учите ребёнка читать.

— В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде, чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах.

 -На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки,и соответствующие им буквы одинаково: так, как звучит звук.

Возьмём, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м].

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

          Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе).

          Пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает («тянет») первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ.

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону– чаще всего это следствие не сформированных понятий «слева» и «справа».

    Различает ли ребёнок понятия «слева» и «справа»?

 Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания:

  • покажи своё правое ухо,
  • левую ногу и т. д.
  • расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

             Умеет ли ребёнок складывать картинки из шести кубиков?

Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно – пространственного анализа и синтеза.

   (В таком случае начните с набора из 4 кубиков).

Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры – занятия с различными «конструкторами»и «строителями».

 ЧТОБЫ РЕБЁНКУ БЫЛО ЛЕГЧЕ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ, РЕКОМЕНДУЕМ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЁМЫ:

 «ТРУДНАЯ БУКВА».

Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5 – 6 см), ребёнок раскрашивает её. Под буквой ребёнок рисует (или это делает взрослый, а ребёнок опять же раскрашивает) предметы, в названии  которых первая буква для него трудная.

 «НАПИШИ БУКВУ».

Взрослый предлагает ребёнку написать изученную букву пальчиком в воздухе, мокрой тряпочкой на столе, ногой в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу и т. д..

 «ВЫЛОЖИ БУКВУ».

Взрослый предлагает ребёнку выложить изученную букву из различных материалов: семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счётных палочек, толстых ниток и т. д..

 «ОПИШИ БУКВУ».

Взрослый предлагает ребёнку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например: буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

 «ВЫЛЕПИ БУКВУ».

Взрослый предлагает ребёнку вылепить изученную букву из пластилина, теста и т. д..

 «СМАСТЕРИ БУКВУ».

Взрослый предлагает ребёнку изготовить знакомую букву из проволоки или бумаги.

 «УЗНАЙ БУКВУ».

Ребёнок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке, спине, животе ребёнка знакомую ему букву пальцем. Ребёнок называет, какую букву «написал» взрослый.

 «ОБВЕДИ БУКВУ».

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать её. Либо обводка ребёнком букв, написанных взрослым.

 «ВЫРЕЖИ БУКВУ».

   Вырезание ребенком  буквы по контуру, нарисованному взрослым.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»

Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребёнок. Это запомнится ему лучше, чем какие – либо сравнения взрослых, да ещё в стихотворной форме.

«СЛОЖИ БУКВУ».

Взрослый предлагает ребёнку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. Приготовить карточку довольно легко. Написать знакомую букву на кусочке картона или бумаги и разрезать на части.

«НАЙДИ БУКВУ».

Взрослый предлагает ребёнку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

 «НАЙДИ БУКВУ».

Проводится как вариант описанный выше. Взрослый предлагает ребёнку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

 «ДОПИШИ БУКВУ».

Взрослый заготавливает карточки с недописанными буквами, назвать её и дописать недостающие элементы.

  «НАЙДИ ОШИБКУ».

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано правильно. Ребёнок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

  «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».

Взрослый кладёт в непрозрачный мешочек знакомые ребёнку объёмные буквы, сделанные из пластмассы, картона, дерева или вылепленные руками детей. Ребёнок с закрытыми глазами достаёт из мешочка букву, ощупывает её и называет.

 «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ».

Взрослый предлагает ребёнку обвести букву по контуру, заштриховать её определённым образом или закрасить.

 «ПЕРЕДЕЛАЙ БУКВУ».

Взрослый предлагает ребёнку выложить из счётных палочек или согнуть из  проволоки какую либо знакомую ему букву, а затем «превратить» её в другую, графически сходную букву. Например: согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» её в букву С.

 

________________________________________________________________________________________________________________________

bez-nazvaniya

 

 

 

«КОГДА ЯЗЫК ПОКАЗЫВАТЬ МОЖНО»

             В настоящее время в логопедическую группу зачисляют детей с заключением ПМПК: дизартрия. Основными проявлениями дизартрии являются расстройства артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, ритма, интонации. Эти нарушения проявляются в различных комбинациях и бывают разной степени тяжести, часто препятствуют членораздельному звучанию речи. Непосредственной причиной плохого произношения при дизартрии является плохая подвижность органов артикуляции.

        Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из – за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

         Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.               Точность,        сила      и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно.

           Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).

      Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.    

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Методические указания к выполнению гимнастики

            Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены и требуются для постановки каждого конкретного звука. В тех случаях, когда у ребёнка нарушено несколько групп звуков, количество упражнений возрастает.

Каждое артикуляционное упражнение имеет своё, чисто условное название, чтобы ребёнку было легче его запомнить.

При выполнении артикуляционных упражнений должны соблюдаться следующие правила.

• Артикуляционная гимнастика проводится по 3 – 5 минут несколько раз в день.

• Выполняется сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

• Необходимо добиваться точного, плавного выполнения упражнений.

• Вначале артикуляционные упражнения выполняются медленно, но постепенно, по мере овладения ими, темп увеличивается.

• Комплекс может усложняться упражнениями, подобранными логопедом.

• Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз, количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

• Возможно выполнение упражнений под музыку, счёт.

 

________________________________________________________________________________________________________________________

bez-nazvaniya

 

 

 

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Составил: Тертых И.В., учитель — логопед высшей квалификационной категории.

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

Активная гимнастика  проводится в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

                 Пассивная гимнастика для пальцев рук.

— Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.

— При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

— При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.

— При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.

Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.

— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.

— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

— Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова.

Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли  ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.

                        Успехов вам, взрослые и дети!

________________________________________________________________________________________________________________________

bez-nazvaniya

 

 

 

Игротека в кругу семьи.

 УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!    

Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, все возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА«.

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун».Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т.д.)

«ПОДБЕРИ СЛОВО».

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый)

«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов — действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать ).

«АВТОБИОГРАФИЯ».

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

«ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА».

Игра проводится в кругу. Кто-то из Взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т.д. Что может получиться? Мёд – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москва.

«СЛОВА- МЯЧИКИ».

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

«ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ».

Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка – … печка; трубы — … губы; ракетка – … пипетка; сапоги – пироги и т.д.

» ЕСЛИ ВДРУГ …».

Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т.д.

Что произойдёт? Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д.» Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

* живая вода; * цветик – семицветик; * ковёр – самолёт и т.д.

              Уважаемые родители, играйте с детьми!

________________________________________________________________________________________________________________________

bez-nazvaniya

 

 

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Поговорите с учителем 1 класса – и вы узнаете, что у некоторых его учеников есть трудности в учёбе. Почему они возникают?   «Может быть, он неспособный?» — думают родители. Но психологическое обследование показывает: способности не ниже среднего уровня. Причина в другом: ребёнок пришёл в школу недостаточно подготовленным.      «Как же так? – недоумевает мама. – Он уже и читать умел, и считать…»

Оказывается, этого недостаточно. И более того, не это главное.Читать и считать ребёнка научить достаточно легко, если он умеет учиться. А вот если не умеет, тогда трудностей не миновать. Но что это значит – уметь учиться?

ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ – умение внимательно слушать учителя, выполнять простейшие указания. А для этого нужно, чтобы ребёнок понимал: выполнение этих указаний – необходимое условие овладения знаниями. Нужно и соответствующее отношение к самим знаниям. Если они не представляют для ребёнка никакой ценности, толюбовь к учителю не поможет. Бывает и так: ребёнок искренне хочет чему – то научиться, уважает учителя, а вот сосредоточиться на его словах не умеет. То его отвлекает солнечное пятно на стене, то мысли о плюшевом мишке, оставшемся дома.

Итак,  ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ – ЭТО ЦЕЛЫЙ КОМПЛЕКС РАЗЛИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

Это и наличие  учебно – познавательных мотивов,  и признание авторитета учителя, и  умение сосредоточиться на решении поставленной задачи,  и необходимый уровень умственного развития.

          Сейчас, когда начинают обучение с 6 лет, проблема готовности к школе стоит особенно остро. Среди шестилеток неготовых значительно больше, чем среди семилеток. Конечно, к ним и требования ниже. Но в 6 лет более выражены индивидуальные различия между детьми. Один ребёнок по уровню развития приближается к семилетнему, другой – к пятилетнему. Кроме того, как бы ни снижались требования, классно – урочная форма обучения невозможна, если все перечисленные стороны готовности не сложились хотя бы в минимальной степени, если для них нет никаких предпосылок.

Начнём мы наш разговор с вопроса, как относится ребёнок к учению. Хочет ли он стать умнее, узнать то, чего раньше не знал? Понимает ли, что без учёбы этого не достичь? Просит ли научить его чему – либо «школьному» — читать, писать, считать? Задаёт ли вопросы об окружающем: «Почему дует ветер?» или «Откуда взялась река?» Выслушивает ли ответы, уточняя то, что ему непонятно, или, задав вопрос, тут же забывает о нём?

 

Если   ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ  сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребёнку, что «без знаний нельзя стать ни шофёром, ни космонавтом», что «все должны учиться» и т. д. Стремления к знаниям от этого не появится. Другое дело – интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения.

         Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок. Общение с родителями – огромная ценность для малыша. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. К сожалению, иногда родители, вместо того чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов.

МОЩНЫЙ ИСТОЧНИК ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ – ДЕТСКАЯ ИГРА.  Она направляет интересы ребёнка на мир человеческих отношений. В игре он знакомится с разными профессиями – не формально, по рассказам и описаниям, а по – настоящему, «вживаясь в образ». И в той же игре сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений.

Для формирования правильного отношения к учителю очень полезны игры «в школу». Изображая учителя, ребёнок знакомится с правилами поведения ученика, изображая ученика – тренируется в их выполнении. Поэтому обязательно нужно чередовать исполнение обеих этих ролей. Большое значение имеет и то, сколько сформировано у ребёнка общее уважительное отношение к взрослым. Если он привык перебивать их, когда они разговаривают, не умеет выслушивать просьбы и указания, обращается «на ты», то, конечно, ему будет трудно усваивать школьные требования. Общее неуважительное отношение к взрослым будет переноситься и на учителя.

А теперь – О РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ. И в этом тоже поможет игра. Это не удивительно. Игру не зря называют ведущей деятельностью дошкольника. Она действительно «ведёт за собой» всё психическое развитие, и нет, пожалуй, такого психического качества, для формирования которого она не была бы полезна.

Возьмите мяч и поиграйте с ребёнком в игру «Съедобное – несъедобное».

Другая похожая игра – «Бывает – не бывает». Когда взрослый, бросая мяч, говорит что – нибудь вроде «собаки лают», мяч нужно поймать. А вот если он скажет «коровы летают», надо поскорее спрятать руки за спину, чтобы мяч упал на пол.

Подобные игры, в которых ребёнок и взрослый поочерёдно выполняют роль ведущего, приучают внимательно слушать то, что говорится, быстро реагировать.

Большое значение для умственного развития имеют и другие виды детской деятельности: рисование, конструирование, пересказ рассказов и сказок и многое другое.

Рисуя, ребёнок познаёт мир. Он знакомится с «устройством» предметов, человека, животных. Так же как инженеру, чтобы представить себе устройство какого – либо механизма, нужно сделать его чертеж или схему, ребёнку, чтобы понять «устройство»

предмета, нужно его нарисовать. Кстати, детские рисунки вообще ближе к чертежу или схеме, чем к реалистическому рисунку взрослого.

Из этого можно сделать такой вывод: как можно раньше знакомить ребёнка с изображением самых разных объектов, сделать используемые им схемы как можно более полными и правильными. Полезна такая схема, которая фиксирует опыт собственного исследования предмета. Поэтому, занимаясь с ребёнком рисованием, надо не давать ему готовые шаблоны, а учить наблюдать за окружающими. Такие наблюдения ценны и сами по себе, но если они отражены в рисунке, их ценность возрастает: теперь они не забудутся на следующий день (или через 5 минут), а органично включаются в жизненный опыт ребёнка.

Для  развития ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ   (а это важнейшая для дошкольника форма мышления) очень полезно конструирование.Заранее сделайте образец – рисунок. Для детей 5 – 6 лет полезнее всего неразчленённые образцы. На них изображается лишь общий контур сооружения, а из каких строительных деталей оно построено, не ясно. Ребёнку придётся «в уме» проанализировать образец, выделив в нём части, соответствующие тем или иным деталям, имеющимся в его распоряжении.

Не пренебрегайте и конструированием по собственному замыслу. Замысел лучше всего обсуждать вдвоём. Постарайтесь натолкнуть ребёнка на новые темы, побуждайте разрабатывать идею как можно подробнее. Пусть он учится планировать предстоящие действия – в школе это ему очень пригодиться. Но вот замысел разработан.

Развитие образного мышления – одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития дошкольника. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления. Поэтому важной стороной подготовки становится обучение ребёнка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью событий и последовательно излагать собственные мысли. А значит, и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и чёткую форму.

Возьмите книгу с большим количеством иллюстраций – чтобы каждая сцена сказки, которую вы читаете ребёнку, была проиллюстрирована отдельным рисунком. Если у вас мало таких книг, сделайте рисунки сами. Не беда, если они будут не очень художественными.

Вы прочли дочке сказку. Теперь пусть она, глядя на картинки, перескажет её своей кукле. Если будет опущено что – то важное, вмешайтесь:  « Так Катя ничего не поймёт. Ты не всё рассказала ей про эту картинку. Что ещё на ней нарисовано?»

Через некоторое время ребёнок научится самостоятельно делать простенькие рисунки, последовательность которых создаёт как бы план сказки. Такой «план» — очень удобная опора для пересказа.

 

Ребёнку 5 – 6 лет полезно предлагать придумывать собственные сказки и истории. Толчком к этому может послужить любое событие из собственной жизни, интересная картинка или серия картинок. Например, это могут быть иллюстрации какой – либо незнакомой ребёнку сказки

Пока что речь шла о том, что называют общей готовностью к школе, т. е. о тех психологических качествах, которые необходимы для овладения любым школьным предметом. Существует ещё и «специальная готовность», относящаяся к отдельному учебному предмету. Сколько предметов – столько видов специальной готовности. Мы поговорим только об одном из них – о подготовке руки ребёнка к овладению письмом. Опыт показывает, что с этим в первом классе связано больше всего сложностей.

Карандаш и ручка – очень сложные инструменты. Чтобы легко управляться с ними, надо уметь совершать тонкие и точные движения кистью руки, пальцами. Как научить этому малыша?

Написание букв или их элементов («палочек») трудно для пятилетнего ребёнка.

Начальные навыки управления мелкими движениями формируются у ребёнка при использовании различных инструментов. Это отвертка и гаечный ключ, молоток и плоскогубцы, карандаш и кисточка. Так что рисование, оказывается, важно не только для эстетического и умственного воспитания – оно вносит свою лепту и в подготовку к овладению письмом. Для этого очень важна и лепка, хотя она осуществляется по преимуществу без инструментов. Но в лепке из пластилина или глины ребёнок осваивает чрезвычайно тонкие и сложные движения пальцев.

Есть и специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Одно из них – «Езда по дорожкам». Взрослый рисует извилистую дорожку. У одного из её концов – дом, у другого – машина. Ребёнок – «шофёр». Он должен «проехать по дорожке», не выйдя за её пределы. «Проехать по дорожке» — это значит соединить машину с домом непрерывной линией, которую проводят, не отрывая карандаша от бумаги. Ширина дорожки должна быть такой, чтобы ребёнок мог справиться с заданием, но не без труда.

Задание, приучающее ребёнка регулировать силу нажима, — «Самолёты за облаками». Взрослый рисует два самолёта, окружённые контурами облаков. Одно облако надо сделать «совсем чёрным, таким, чтобы самолёта не было видно, а другое – «светлым, чтобы через него был хорошо виден самолёт».

Опыт обучения первоклассников показывает, что если у ребёнка сформирована общая готовность к школе и готовность руки к овладению письмом, то особых трудностей в обучении не возникнет. Конечно, неплохо, если ребёнок приходит в школу, имея некоторые математические представления, если он знает буквы и умеет проводить звуковой анализ слова. Но это он сможет получить и в школе.

________________________________________________________________________________________________________________________

bez-nazvaniya

 

 

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Перейти к верхней панели